Регистрация    Войти
Авторизация

"Європейський вибір України не похитнуть ні економічні труднощі, ні агресія сусідньої держави," - Тимчасовий Повірений у справах України в Республіці Казахстан Юрій Лазебник

загрузка...
"Європейський вибір України не похитнуть ні економічні труднощі, ні агресія сусідньої держави," - Тимчасовий Повірений у справах України в Республіці Казахстан Юрій Лазебник

Европейский выбор Украины не поколеблют ни экономические трудности, ни агрессия соседнего государства – об этом и многом другом рассказывает сегодня гость журнала, Временный Поверенный в делах Украины в Республике Казахстан Юрий Лазебник

-Недавно исполнилась вторая годовщина аннексии Крыма Россией. Какова сегодня принципиальная позиция Украины по этому вопросу?

- Действительно, 20 февраля – вторая годовщина оккупации АР Крым. В этот день началось вторжение на Крымский полуостров российских войск (без опознавательных знаков), переброшенных из России, а также находившихся на базах ЧФ РФ. В ночь на 27 февраля 2014 года ими были захвачены здания парламента и правительства АРК. Под контролем российских военнослужащих депутаты Верховного Совета Крыма приняли решение о проведении референдума о статусе Крыма, который прошёл 16 марта 2014 года. По итогам этого так называемого плебисцита Россия включила Крым в свой состав.

Пресловутый «референдум» прошёл в условиях оккупации АР Крым российскими войсками и при полном отсутствии легитимных международных наблюдателей. Даже российская сторона признавала, что на момент проведения «референдума» Крым находился в составе Украины. В соответствии же со ст. 72-73 Конституции Украины вопрос об изменении территории государства решается исключительно на всеукраинском референдуме, который созывается по инициативе не менее трёх миллионов граждан страны.

Оккупация Крыма категорически не признана ведущими международными организациями и 100 странами-членами ООН (при 11 против) – как деяние, противоречащее принципам и нормам международного права, в частности Хельсинскому Акту 1975 года, который закрепил нерушимость границ в Европе. Это преступление нарушило и базовый принцип создания СНГ – признание бывших административных границ советских республик в качестве государственных границ.

Оправдывая оккупацию Крыма, Кремль настаивает на применении принципа права на самоопределения народа. Это – манипуляция, подмена понятий «народ» и «население. В АР Крым нет никакого «крымского» народа. На полуострове проживают представители 19 различных национальностей. И только один-единственный этнос имеет право на самоопределение – крымские татары как коренной народ. Это право им предоставлено Декларацией ООН о правах коренных народов от 2007 года – исключительно такие народы обладают правом самоопределяться. И крымские татары реализовали это право в статусе жителей Автономной Республики Крым – единственного подобного образования в составе унитарной Украины. Что касается этнических русских, проживающих в Крыму, то они являются диаспорой российского народа, который имеет свою собственную этническую родину – РФ.

Оправдание оккупации Крыма косовским прецедентом – кульминационный момент лживости кремлёвской пропаганды.

Кратко напомню, что предшествовало отделению Косово от Сербии и международному признанию его независимости: этнические чистки, устроенные правительством С.Милошевича, длительное нахождение этой территории под управлением временной администрации ООН, исчерпание других возможностей прекращения кровопролития. Ничего даже и отдаленно подобного в Крыму не было.

И ещё хочу напомнить: Россия не только не признала независимость Косова, но и неоднократно заявляла, что декларация о его независимости противоречит международному праву, которое «не позволяет Косово объявить независимость, поскольку население Косова не пользуется правом на самоопределение».

Что дальше? Президент Украины Петр Порошенко заявил о планах по созданию международного механизма по деоккупации Крыма. С этой целью будут задействован потенциал нынешней антироссийской коалиции, а также возможности непостоянного членства Украины в Совете Безопасности ООН в течение 2016-2017 гг. Способ деоккупации – исключительно мирный, политико-дипломатический. Граждане РФ, особенно российские элиты должны осознать, что продолжение оккупации Крыма – экономически невыгодно и ведёт РФ по пути обретения статуса страны-изгоя.

- Как идёт Минский процесс урегулирования ситуации на востоке Украины?

- Принципиальная позиция Украины: Минский процесс должен завершиться достижением двух стратегических целей: восстановлением контроля законной власти Украины над участком украинско-российской государственной границы, который в настоящее время контролируется пророссийскими боевиками совместно с РФ, и проведением выборов в соответствующих районах Донецкой и Луганской областей.

Украина жёстко исходит из того, что для проведения местных выборов должны быть созданы соответствующие предпосылки, а именно:

- вывод российских войск (по различным источникам их количество достигает 7-9 тыс. военнослужащих) и российских наёмников (30-40 тыс. человек);

- восстановление контроля над участком границы с РФ (на первом этапе – возможно, с участием международной миссии ЕС/ООН);

- возвращение внутренних переселенцев – жителей Донбасса, которые, спасаясь от российско-террористических формирований, переехали в другие регионы Украины;

- возобновление вещания общенациональных теле - и радиокомпаний;

- участие в выборах всех политических партий Украины;

-проведение выборов под контролем ЦИК Украины, в соответствии с национальным законодательством и под наблюдением международных миссий.

Такая позиция Украины полностью разделяется ОБСЕ, которая заявила, что откажется направлять свою миссию на выборы, если они будут проходить под фактическим контролем России и боевиков.

Россия (именно РФ, которая инициировала конфликт на Донбассе, финансирует и управляет марионеточными режимами – так называемыми ДНР и ЛНР) настаивает на противоположном сценарии: проведение выборов по «местному законодательству», по спискам, составленным «местными ЦИК» и с участием исключительно местных (пророссийских партий), амнистия всем «ополченцам» - т.е. боевикам. И главное требование – перед проведением выборов в Конституции Украины должен быть закреплён постоянный особый статус соответствующих районов Донбасса, который, в частности, предусматривал бы право их выхода из состава Украины в случае её вступления в ЕС и НАТО. Только после выполнения этих условий Россия готова передать Украине контроль над участком границы, однако пограничники должны быть опять-таки местными.

На такой сценарий Украина никогда не согласится. В настоящее время разрабатывается проект реформы децентрализации, которая будет распространяться на все регионы Украины, и в рамках этой реформы Донецкой и Луганской областям также будут предоставлены широкие права в самоуправлении.

Никаких же особых районов, де-факто контролируемых Россией, в Украине не будет.

- Каковы перспективы снижения уровня конфронтации Украины с Россией, возможно ли налаживание нормальных отношений?

- Вопрос сформулирован неточно. Украина и Россия находятся в состоянии гибридной войны, включающей в себя оккупацию российской стороной Крыма и части Донбасса, поддержку Москвой террористических группировок на Востоке Украины, антиукраинскую информационную компанию. Поэтому некорректно говорить о «конфронтации», это всё равно что спросить, «каковы перспективы снижения уровня конфронтации СССР и Германии» в годы Второй мировой войны.

Россия для Украины – это страна-агрессор, страна-оккупант.

Вот основные результаты развития украинско-российских отношений с 1991 по конец 2013 года: постоянные попытки Москвы влиять на внешнеполитические приоритеты Украины, политизация взаимной торговли, необоснованно высокие цены на российский газ, отказ от делимитации морского участка границы и демаркации сухопутной, разыгрывание карты русского языка, навязывание Украины собственных трактовок истории.

Список «достижений», который можно продолжать и продолжать, доказывает: более чем 20-летние попытки Украины выстраивать отношения с РФ в духе «стратегического партнёрства» оказались стратегической ошибкой. Уже очевидно, что Украине на этапе распада СССР следовало бы идти путём стран Балтии: резкое политическое размежевание с Россией (пусть и ценой временных экономических потерь), создание условий для выезда в РФ этнических русских, несогласных с украинской национальной идеологией, безальтернативный курс на европейскую интеграцию. И если бы первым Президентом независимой Украины стал выдающийся украинский националист Вячеслав Чорновил, а не бывший второй секретарь Компартии Украины по идеологии, такой сценарий был бы реализован.

Пусть и со значительным опозданием, этот курс был запущен в ответ на российскую оккупацию территорий Украины. И, возвращаясь к Вашему вопросу, курс направлен на снижение не «уровня конфронтации», а уровня какой-либо зависимости от РФ.

Что касается перспектив нормализации украинско-российских отношений, то это возможно только после деоккупации Крыма, вывода российских войск и наёмников с Донбасса и осознания руководством РФ того, что Украина не входит в зону российских интересов, а её будущее связано исключительно с европейским сообществом.

- Что сегодня происходит в Украине, как страна адаптируется к новой политической и экономической реальности?

- Два года спустя радикальных событий – Революции достоинства, ставшей реакцией общества на попытки Кремля определять нашу внутреннюю и внешнюю политику, бегства пророссийского ставленника Януковича и военного вторжения РФ в Крым и на Донбасс – Украина оказалась на новом этапе своей новейшей истории.

Основные черты этого этапа:

- оккупирована часть территории Украины, при этом страной-оккупантом стало государство, которое считалось нашим стратегическим партнёром и выступало гарантом территориальной целостности Украины (в рамках Будапештского меморандума);

- восстановление боеспособности ВС Украины, которые при прежних руководителях, имеющих второе – российское гражданство оказались неспособными к боевым действиям. Формирование фактически новой армии проходило при активном участии волонтеров-добровольцев, которые первыми дали вооруженный отпор российской агрессии на Донбассе. Служба безопасности Украины перестала быть «филиалом» ФСБ России и разоблачила множество российских агентов в своих рядах;

- в рамках общенародного противостояния российской агрессии и стремления стать частью Европы созданы предпосылки для формирования политической нации украинцев – общности, объединяющей всех граждан-патриотов нашей страны независимо от происхождения, языка и веры. Это является главным приоритетом общественного развития и залогом стабильности нашего государства. Прообразом такого сообщества стал Майдан, на котором патриотическое единство гармонировало с национальным и языковым разнообразием;

- создана широкая международная коалиция в защиту территориальной целостности Украины, которая ввела санкции против России. В своей резолюции от 4 февраля 2016 года Европейский парламент подтвердил, что необходимым условием приостановки санкций является восстановление Украиной контроля над Крымом. Коалиция стала символом доверия мирового сообщества к нынешнему руководству Украины, что особенно красноречиво на фоне «нерукопожатости» прежнего президента Януковича в основных столицах мира;

- выкристаллизирован главный вектор внешней политики Украины – европейская интеграция. В рекордные сроки было выполнено главное требование Революции: подписано Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. С момента подписания документа и до окончания процесса ратификации прошел беспрецедентно малый срок – всего 17 месяцев. С начала этого года Соглашение стало действовать в полноценном режиме, поскольку заработала зона свободной торговли Украина – ЕС. Уже сейчас почти 30% украинского экспорта направляется в страны Евросоюза, и этот показатель будет расти. Ещё одно достижение на пути евроинтеграции: в конце прошлого года были одобрены действия Украины по введению безвизового режима для граждан страны. До конца этого года безвизовый режим начнет действовать в полном объёме;

- большинство граждан Украины поддерживают курс на членство в ЕС и НАТО. Ускоренная ратификация Соглашения об ассоциации, запуск зоны свободной торговли с ЕС, введение безвизового режима в ближайшей перспективе – всё подтверждает заинтересованность Европы в Украине. Однако достижение критериев членства в этих объединениях – дело нескольких лет: как заметил Президент П.Порошенко, “прежде чем претендовать на членство в Европейском союзе, мы должны построить Европу у себя в Украине”. На это в конечном итоге нацелены реформы в нашем государстве. А попытки России помешать Украине вырваться из «русского мира» только усиливают стремление украинцев как можно сильнее дистанцироваться от Москвы, обеспечивать свою национальную безопасность не эфемерным внеблоковым статусом, а Вооружёнными Силами Украины как частью военного потенциала НАТО.

- Что Вы можете сказать об украинско-казахстанском сотрудничестве? В каких сферах оно могло бы развиваться?

- Уже почти четверть века Казахстан является надёжным партнёром Украины, а народы двух стран связывают традиционные узы дружбы.

- Основой для политического взаимодействия Украины и Казахстана является чёткая позиция официальной Астаны относительно ситуации в Украине. Она полностью соответствует генеральному курсу мирового сообщества и нормам международного права. Эта позиция сформирована благодаря усилиям Лидера Республики Казахстан – Нурсултана Абишевича Назарбаева. Президент Казахстана был одним из инициаторов запуска Минского процесса, поддержал переговоры в «нормандском формате», неоднократно выступал посредником в контактах между РФ и Западом – с непростой, но такой необходимой Украине миссией. Миротворческая деятельность казахстанской стороны направлена на достижение двух важнейших для Украины целей – сохранение территориальной целостности нашей страны и урегулирование ситуации в отдельных районах Донбасса исключительно мирными средствами. Такая позиция была подтверждена на переговорах Президентов Украины и Казахстана в рамках официального визита П.А.Порошенко в октябре прошлого года.

Экономическое сотрудничество Украины и Казахстана базируется на таких принципах:

- исключительно двустороннее взаимодействие, вне рамок Евразийского союза;

- выстраивание режима торговли в соответствии с правилами Всемирной торговой организации;

- отказ от необоснованных ограничений и запретов в экспортно-импортных операциях.

Важным фактором поддержания взаимной торговли в цивилизованных рамках является та значительную роль, которую и Украина, и Казахстан отводят торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству с Европейским Союзом. Для Киева важным сигналом стала готовность Астаны продолжать сотрудничать с Украиной в новых условиях, когда наша страна стала участником зоны свободной торговли с Евросоюзом.

Последние два года продемонстрировали негативные тенденции в двусторонней торговле. Это вызвано как глобальными причинами, так и потерей Украиной 20% своего индустриального потенциала вследствие российской оккупации. Однако лидеры наших стран настроены преломить эти тенденции. Так, в ближайшее время на уровне министерств экономики Украины и Казахстана будет создана рабочая группа по вопросам увеличения двустороннего товарооборота. На основе договорённостей, достигнутых в рамках 12-го заседания Совместной межгосударственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (Киев, июль 2015 года), активизировались поставки в Казахстан украинской мясо-молочной продукции.

На переговорах Президентов в Астане было решено, что основным трендом нашего сотрудничества должно стать создание на территории Казахстана совместных предприятий с использованием украинских технологий и специалистов. Так, стороны договорились проработать вопрос о создании в Казахстане СП по производству железнодорожного, нефтегазового оборудования и оборудования для шахт, строительству агропромышленных объектов.

Важные договорённости достигнуты в энергетической отрасли. Это и поставки украинского оборудования для модернизации энергетических объектов на территории Республики, и разработка совместных проектов в сфере добычи и переработки казахстанских энергоносителей, изучение возможности поставок концентрата природного урана для украинских АЭС.

Украина, с её огромным потенциалом в авиакосмической сфере, готова содействовать развитию данных отраслей и в Казахстане. Речь идёт об участии украинской стороны в создании собственного казахстанского ракетно-космического комплекса. В недалёкой, надеюсь, перспективе – создание на территории Казахстана СП по узловой сборке самолетов “Антонов”. Пока же в рамках визита П.А.Порошенко было подписано соглашение об организации на базе Авиационно-технического центра в Астане сервисного центра по обслуживанию и ремонту авиатехники украинского производства.

В условиях фактического блокирования Россией транзита украинских и европейских товаров через свою территорию, Украина и Казахстан активно сотрудничают над практическим запуском альтернативного маршрута – Транскаспийского международного транспортного коридора. В конце января этого года первый контейнерный поезд прибыл из Украины в Казахстан, и в интересах наших стран, чтобы это сообщение стало регулярным и взаимовыгодным. Как заявил недавно Президент Казахстана: „Любые меры, которые государства-члены (ЕАЄС) применяют самостоятельно в отношении третьих стран, не должны оказывать негативное влияние на остальных участников интеграционного процесса, в том числе в части обеспечения свободы транзита товаров по территории Евразийского экономического союза”.

Повідомляє офіційний сайт Міністерства закордонних справ України www.mfa.gov.ua




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.