Регистрация    Войти
Авторизация

"Игра в правки": почему нардепы согласовали ограничения дотаций птичникам под покровом ночи – новости на УНН | 1 ноября 2017, 11:08

загрузка...

"Игра в правки": почему нардепы согласовали ограничения дотаций птичникам под покровом ночи
"Игра в правки": почему нардепы согласовали ограничения дотаций птичникам под покровом ночи – новости на УНН | 1 ноября 2017, 11:08

В августе разгорелся скандал вокруг выдачи бюджетных дотаций двум крупным агрохолдингам страны – МХП и Авангард. Некоторые СМИ и представители общественности поспешили раскритиковать государство за оказание поддержки так называемым олигархам Юрию Косюку и Олегу Бахматюку. Но, на деле все оказалось гораздо сложнее, чем кажется.

Редакция УНН разбиралась, что на самом деле происходит в агросекторе страны и кто заинтересован в консервации развития отечественных сельхозпроизводителей.

Что такое бюджетная дотация?

Выполняя требования МВФ, в 2017 году Украина отменила спецрежим налогообложения НДС для отечественных сельхозпредприятий, действующий с 1998 года. На смену спецрежиму пришел механизм выдачи бюджетных дотаций ( квазиаккумуляция НДС ), который направлен в первую очередь на поддержку тех производителей, которые работают на внутреннего потребителя. А это в частности производители мясной, молочной, овощной и ягодной продукции.

Принципы распределения дотаций между производителями закреплены следующим образом:

— дотируются животноводы для стабилизации поголовья скота;

— дотируются те, кто работает в “чистую” и платит налоги в бюджет — размер дотации определяется на уровне 60-70% от общей суммы уплаченного налога;

— не более 50% ежемесячного объёма бюджетной дотации получают птичники.

“Этот спецрежим был создан совместно с Минфином, МЕРТом, Минагро и ГФС. Три комитета: налоговый, аграрный и бюджетный работали над его механизмом. В итоге пришли к мнению, что дотировать нужно не предприятия, а целые отрасли, которые нуждаются в поддержке.

Для получения дотации необходимо произвести продукцию, получить разницу между входящим и исходящим НДС, уплатить его государству, а государство уже по формуле должно вернуть производителям деньги. К сожалению, государство возвращает меньше, чем платит производитель, потому что всего было предусмотрено 4 млрд грн, а фактические расчеты показали, что нужно не менее 6,5 млрд грн”. — пояснил народный депутат ВР Александр Бакуменко.

Кому выгодны ограничения дотаций для животноводов?

В Украине есть два вида сельхозпредприятий: те, которые ориентируются на внутреннего потребителя и те, которые ориентируются на внешнего потребителя. К первым, как было уже сказано, относятся производители мясной, молочной, овощной, ягодной продукции. Ко вторым — растениеводы, которые в основном занимаются экспортом.

“В 2016 году растениеводы начали получать НДС при экспорте зерновых. Это была дискредитационная норма, которая больно ударила по селянам и животноводам. Прежде всего поднялись на 12-15% цены на внутреннем рынке зерна, что потянуло за собой рост цен на мясную продукцию. Параллельно резко начало сокращаться поголовье всех видов скота: свиней, птиц и так далее. Производство яиц в 2014-2015 годах упало на 40% — такого не было даже в тяжелых 90-х годах.

С этим нужно было что-то делать и было принято решение поддержать животноводов бюджетными дотациями”, — сказал А.Бакуменко.

Но такое перераспределение госпомощи не понравилось растениеводам, уверен кандидат экономических наук Павел Мороз. И та правка в Закон “О государственной поддержке сельского хозяйства”, которая запускает с 1 января 2018 механизм ограничения дотаций сельхозпредприятиям до 150 млн грн — направлена именно на удар по животноводам, считает эксперт.

“Мы же прекрасно знаем, что растениеводство — экспортоориентированная отрасль. На них сегодня распространяется положение законодательства по возмещению НДС при экспорте. Производители животноводства более внутренне ориентированные, при том, что это отрасли с высокой добавленной стоимостью. Понятно, что их нужно поддерживать. Во всей Европе они поддерживаются. Но все экспортоориентированные производители пришли к выводу, что если значительная часть бюджетных ресурсов будет направляться на государственные программы поддержки внутреннеориентированных производителей, может сужаться финансовый ресурс для возмещения НДС экспортерам. Логично, что создаются определенные условия для политических игр”, — объяснил П.Мороз.

При этом указанная правка нарушает сразу три закона Украины, добавил нардеп А.Бакуменко.

“Ограничения в 150 млн грн были приняты в прошлом году ночью. Правка была подана группой народных депутатов. Она нарушает нормы действующего законодательства: о трансферном ценообразовании и экономической конкуренции. Она была принята без какого-либо обоснования”, — сообщил А.Бакуменко.

Есть ли будущее у отечественного агросектора?

“У нас аграрный сектор является одним из ключевых экспортных ресурсов. Конечно, государство должно делать все, чтобы дать возможность производителям обновить основные фонды и развиваться, создавая экспортный потенциал. На внешних рынках нас не ждут и не хотят. И тут ключевая роль у государства — подтягивать высокотехнологичные аграрные предприятия и делать их конкурентоспособными.

Ключевая проблема всей украинской экономики, в том числе для аграрного сектора — это старые основные фонды. А для того чтобы их обновлять мы должны инвестировать. Инвестиции у нас есть только две — либо привлечения кредитных ресурсов, что на сегодня является очень дорогим, или государство должно создавать механизм мотивации технологического обновления, в том числе и за счет государственной поддержки. Это очень правильное решение”, — заявил народный депутат ВР Александр Домбровский.

Помимо внутренних конкурентных войн развитие агросектора Украины сдерживается так называемым “квотным” распределением. В Европейском Союзе боятся массового выхода украинских производителей на их рынки, поэтому просят выдавать отечественному бизнесу в 100 раз меньше господдержки, чем получают европейцы, рассказал нардеп Леонид Козаченко.

“Сумма бюджетных дотаций отечественным предприятиям ограничена. Считается, что мы не можем поддерживать наших предпринимателей на уровне Европейского союза из-за неравных географических и климатических условий. Мол, и грунты у нас родючие, и климат хороший, и меньше удобрений нужно использовать — поэтому господдержка наших предприятий должна быть в 100 раз меньше, чем в ЕС. Говорят, если мы позволим увеличить дотации, то будем несправедливо более конкурентоспособными и не дадим нормальной жизни ЕС. Вот примерно такие аргументы и такие ограничения”, — сообщил нардеп ВР Леонид Козаченко.

Пока судьба аграриев решается в стенах парламента, эксперты не перестают гадать о цене на мясо в следующем году. И это тоже, как ни странно, зависит от всего лишь одной правки в закон.

“Если в следующем году уменьшат господдержку внутреннеориентированных отраслей (животноводы) — это прямым образом повлияет на рост цен. Тот скачек цен, который мы наблюдали летом этого года, был спровоцирован конкретными макроэкономическими эффектами. Себестоимость продукции росла пропорционально росту доллара в то время, как доходы населения оставались прежними. Когда минимальную зарплату подняли до 3200 грн, что абсолютно правильно, — тогда же и производители повысили цены, дабы возобновить рентабельность производства.

Теперь, когда мы говорим о необходимости ограничения дотаций для производителей, мы сами провоцируем очередной виток цен. Я рассчитываю, что этого не произойдет, и Минагрополитики вместе с Минфином прислушаются к экспертной среде”, — резюмировал кандидат экономических наук Павел Мороз.



Передает сайт информационного агентства Украинские Национальные Новости UNN www.unn.com.ua




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.