Регистрация    Войти
Авторизация

Глава Службы финрасследований должен получать не менее 500 тыс. грн в месяц - Г.Катамадзе – новости на УНН | 10 ноября 2017, 14:35

загрузка...

Глава Службы финрасследований должен получать не менее 500 тыс. грн в месяц - Г.Катамадзе
Глава Службы финрасследований должен получать не менее 500 тыс. грн в месяц - Г.Катамадзе – новости на УНН | 10 ноября 2017, 14:35

Григол Катамадзе

КИЕВ. 10 ноября. УНН. О необходимости диалога государства и бизнеса для построения взаимовыгодного сотрудничества, о путях привлечения иностранных инвестиций и необходимые изменения в налоговое законодательство корреспондент УНН пообщался с председателем Ассоциации налогоплательщиков Украины Григолом Катамадзе.

- Григол Шалвович, 15 ноября состоится большой форум с участием Ассоциации налогоплательщиков. Какие основные моменты хотите обсудить? Присоединятся ли к участию в нем Премьер-министр и другие члены правительства?

- Первое, что хотел бы сказать, форум, который мы проводим с нашими партнерами - международной юридической компанией ICF, - называется Ukraine Level Up 2017 "Инвестиции, инновации, налоги". Это второй форум. Первый мы провели в прошлом году тоже в ноябре. И мы думаем, что этот форум будет проходить каждый год в ноябре. Если перевести на украинский язык Level Up, это означает, что Украина поднимается. Пока Украина не встанет на ноги и не будет сильной и развитой страной, мы будем этот форум проводить. После того, как Украина будет сильным государством, мы переориентируемся на другой форум.

В прошлом году главным событием была презентация проекта либерального Налогового кодекса Украины. В этом году будет несколько панелей, но главное - на этом форуме не будет просто разговоров.

За последние 3 месяца только в Киеве прошло более нескольких десятков различного масштаба форумов и большинство из них посвящены экономике Украины. Думаю, уже настало то время, когда стоит не просто говорить, а надо делать. Почему инновации? Почему инвестиции? И почему налоги? Я бы сказал так: первое - налоги, а потом инновации и инвестиции. Мы убеждены в том, что на самом деле с прошлого года, с точки зрения налоговой системы, для бизнеса ничего не изменилось к лучшему. Эти небольшие шаги, которые предпринимаются государством, не дают того результата, которого ожидает бизнес.

Вместе с этим я сразу хочу сказать, что мы официально пригласили на форум Премьер-министра Украины на центральную панель, посвященную налогам. Мы пригласили главу комитета парламента по налоговой и таможенной политике госпожу Нину Южанину. Она подтвердила. Подтверждения пока от Премьер-министра нет.

Мы ожидаем около 700 представителей бизнеса, в том числе на наше приглашение на форум приезжают многие участники из США, китайских компаний. Наши коллеги - Европейская Ассоциация налогоплательщиков, Европейский экономический сенат, в том числе несколько европарламентариев.

Для нас очень важно было бы, чтобы премьер-министр Украины как глава исполнительной власти принял активное участие в этой панели, где будет обсуждаться, как надо и что надо делать для того, чтобы налоги были прозрачные, понятные, чтобы их платили, а не оптимизировали и не обходили.

Многие представители различных профессиональных и общественных организаций говорят о том, что надо реформировать ГФС, создать новую сервисную службу - структуру в ГФС, создать новую таможенную службу, образуя службу финансовых расследований. Это очень хорошо, но если мы сейчас подумаем о том, что мы сделали это все, провели в том числе прозрачный конкурс и выбрали людей, - как говорят молодых, специалистов - что дальше? Какими нормативными документами эти новые люди будут пользоваться? Действующим Налоговым кодексом? Или действующим Уголовным кодексом? Поверьте, мы закладываем мину под будущую новую структуру, в том числе и Службу финансовых расследований, где эти молодые люди будут "подрываться" на каждом шагу. И надо об этом говорить. Поэтому надо одновременно делать новые структуры и одновременно менять законодательство. Почему мы и настаиваем, что очень важно системное изменение, изменение системы правил игры, которые сегодня существуют в экономике.

- То есть, Вы предлагаете внести изменения в налоговое законодательство?

- Надо принимать либеральный (Налоговый - ред.) кодекс, над которым мы уже работаем около 1,5 года. Мы говорим с бизнесом, обсуждаем это на разных круглых столах, объехали всю страну. 19 круглых столов в 15-и областях Украины.

- Имеется в виду Ассоциация налогоплательщиков?

- Ассоциация. Но вы знаете, это был сначала наш продукт, но потом, когда мы завершили этот процесс в апреле этого года и в июне передали проект либерального Налогового кодекса на рассмотрение в Министерство финансов, всем фракциям в парламенте, то это уже на 80% отличается от того проекта, который мы объявили и представили в ноябре прошлого года. Это проект, который мы согласовали с бизнесом. Практически мы услышали то, что говорит бизнес. Теперь надо, чтобы его услышало государство, сделало шаг ему навстречу. Необходимо восстановить доверие бизнеса к государству. Сегодня какие отношения между бизнесом и государством? Государство в бизнесе видит врагов, криминал, иначе нельзя сказать. Мы ежедневно получаем информацию от наших членов, к ним приходят с различными проверками различные силовые структуры. И надо эту систему менять. Кто это может сделать? Бизнес сам не может это сделать. Это должно сделать государство.

Существующий Налоговый кодекс, например, действующая налоговая милиция трактует по-своему, а бизнес - по-своему. И когда есть такие разные понимания, то возникают большие проблемы. Знаете, когда в компанию приходит с проверкой прокуратура с "маски-шоу" и говорит, что они пришли потому вы не уплатили налоги, то у меня вопрос: какое отношение имеет прокуратура к уплате налогов?

Кстати, Ю.Луценко (Генеральный прокурор Юрий Луценко - ред.) недавно заявлял, что "маски-шоу" будут привлекаться во время обыска только за подписью Генпрокурора или его заместителей, или же областных прокуроров, когда речь идет об обысках в регионах.

Вы знаете, здесь дело не в подписях, а дело в том, что когда мы говорим о создании Службы финансовых расследований, то это означает, что экономическими правонарушениями должна заниматься только такая структура как Служба финансовых расследований. Если кто-то не заплатил налоги или оптимизировал, то к такой компании должна прийти Служба финансовых расследований. Сегодня существует фискальная служба или налоговая милиция.

Есть крупные инвесторы, которые приходят в Украину: в Западную, Центральную, Киев. И их не пугают события, которые происходят на востоке Украины. Они опираются на доверие, в том числе и личное. Но мы говорим о глобальных инвестициях, которые нужны государству. А как глобальный инвестор придет в страну, где украинские бизнесмены зарабатывают деньги в собственной стране и вынуждены выводить эти деньги? Вы что думаете, что эти потенциальные инвесторы это не видят? Они не знают об этом? Вдумайтесь. Мы пришли и говорим большому потенциальному инвестору: "Пожалуйста, инвестируй в нашу страну". Он интересуется, он думает, что очень интересная страна, есть где инвестировать и различные секторы, а потом они садятся и его специалисты говорят: "Смотрите, они вас попросили инвестировать, а самые что делают? Заработали и вывели".

Поэтому мы говорим о законопроекте о налоге на выведенный капитал, над которым уже более двух лет работают специалисты, и который, кстати, уже рассмотрел Кабинет министров. Правительство рассмотрело, приняло его и вместо того, чтобы направить в Верховную Раду, направил в Совет реформ при Президенте. Почему, зачем? Есть законодательная инициатива в Кабинете министров, если ты его одобрил, если исполнительную власть это устраивает, ну направь в Верховную Раду. Также должны были рассмотреть этот вопрос вместе с законопроектом о создании Службы финансовых расследований, который тоже подготовили Министерство финансов и Кабмин, чтобы вынести на этот Совет реформ. Ни один, ни второй вопрос не был вынесен. Когда будет следующий совет (Национальный совет реформ - ред.)? Когда будет рассматриваться?

Есть публичное обязательство, что налог на выведенный капитал заработает с 1 января 2018 года. Кстати, мы последовательно, еще с начала 2016 года, поддержали этот законопроект.

Третий раздел нашего либерального кодекса - это налог на выведенный капитал. Почему я об этом говорю? Кабинет министров - исполнительная власть, она берет на себя всю ответственность и от того, будет ли это рассмотрено на Совете реформ или не будет, ответственность все же на Кабинете министров. И надо не терять это время.

Другой вопрос. Я не буду говорить о недостатках, которые есть в законопроекте о создании Службы финансовых расследований. Кстати, на форуме (3 ноября - ред.) министр финансов говорил о том, что "мы будем работать, чтобы принять этот законопроект". Я не уверен, что в этом году будет этот закон принят. Но, если он будет принят, то посмотрите, пожалуйста, какая должна быть заработная плата работников Службы финансовых расследований. Самая высокая зарплата будет у главы службы - 40 прожиточных минимумов. Прожиточный минимум сегодня 1630 грн. На 40 это будет около 60 тысяч грн. Вы вдумайтесь. Одна структура, которая будет заниматься в том числе миллиардными правонарушениями, а глава службы будет иметь заработную плату 58 тыс. грн?!

- Какой, на Ваш взгляд, должна быть зарплата у руководителя Службы финансовых расследований?

- Дело в том, что минимальная заработная плата должна быть в этой структуре не менее, чем получает сегодня глава Национального банка Украины. Не меньше получал господин Балчун, когда возглавлял "Укрзализныцю". А насколько я помню, там 500 тыс. грн в месяц. Вот такие зарплаты должны быть. И более того, я убежден в том, что в законе должна быть норма - если раскрыли какое-то правонарушение на 100 млн, 10% отдается на премии. Вы знаете, вот это стимул и социальная защищенность. В законе этого нет.

- Кому должна подчиняться Служба?

- Я убежден, что Служба финансовых расследований должна подчиняться Министерству финансов. Здесь фамилия абсолютно не имеет никакого значения, сегодня - один министр, завтра - другой. Министр - политическая фигура. Но структура должна быть там, где собираются и где тратятся государственные средства, и глава этой службы должен быть независимой фигурой, политически незаангажированной. И более того, может в той ситуации, которая есть сегодня в Украине, будет подчиняться Премьер-министру или Кабинету министров. Иначе мы ничего не сделаем.

Я много общаюсь с бизнесом. И практически я еще не чувствовал, чтобы кто-то сказал, что он не хотел бы платить честно налоги. Каждый бизнесмен хочет платить честно налоги. Но он хочет, чтобы условия были равны для всех.

- Речь шла о том, что Служба финрасследований больше будет заниматься аналитической работой. А не предвидится то, что непосредственно расследование будет проводить, например, МВД или прокуратура? Здесь пока нет ясности.

- Если просто так создать Службу финансовых расследований, то это означает, что вместо налоговой милиции сделана новая структура под новым названием. Это совершенно недопустимо. Надо вообще менять систему подхода к этому. Сегодня есть Государственная фискальная служба, в которую входит налоговая, таможенная службы и налоговая милиция. Надо, чтобы фискальная служба стала сервисной службой, которая помогает бизнесу решать их вопросы. Служба финансовых расследований должна быть создана отдельно как единый орган. Нет больше таких органов и подразделений Службы безопасности, ни в прокуратуре, ни в МВД. И эта структура имеет две составляющие - аналитическую и полицейскую. Без этого невозможно, государство без рычагов влияния уже не государство. Поэтому полицейская функция в такой структуре должна быть. Когда аналитическая служба изучила, сделала анализ, подключается уже полицейская структура.

- Давайте поговорим о налогах. Сегодня идут дискуссии относительно того, оставить ли упрощенную систему налогообложения, или отменить. Что Вы думаете по этому поводу?

- Проехав по стране и встретившись с бизнесом, я пришел к выводу, что надо отойти от той схемы, что сегодня существует - упрощенной системы. Кстати, практически нигде на сегодняшний день вы ее не найдете в мире. Упрощенная система принималась много лет назад, она сделала свой добрый вклад в развитие страны. Тогда, когда страна не могла давать работу, законодатели нашли механизм, чтобы появилось много предпринимателей, работающих на упрощенной системе. В Украине работают, скажем так, умные люди, которые умеют делать бизнес. Но последние годы этим злоупотребляют. Мы после многих обсуждений по этому вопросу пришли к выводу, что должно быть новое отношение к микробизнесу. И мы разделили его на две категории.

Первая категория - это предприниматели, которые имеют оборот в год 2 млн, они платят фиксированную сумму. Мы вышли на понятие фиксированного налога в 500 грн. И в период моратория, который мы предлагаем ввести после принятия либерального кодекса, 3 или 5 лет, они не будут применять РРО. И не надо их трогать. Через 3 или 5 лет моратория мы получим больше 5 млн людей, которые будут заниматься собственным бизнесом и платить эти 500 грн. После этого, когда все будут богатыми, вернемся к тому, что будем пересматривать этот налог.

Вторая категория - это предприниматели с оборотом 5 млн грн, которые должны платить 1% от оборота и тоже не применять РРО. А уже дальше малый и средний бизнес (с оборотом - ред.) 25 млн грн.

Очень важно, чтобы такими шагами мы через некоторое время получили в стране большой пласт малого и среднего бизнеса. Очень важно, чтобы в украинской экономике доля валового внутреннего продукта была более 50%. Вы не найдете ни одну успешную страну, где доля ВВП малого и среднего бизнеса ниже, чем 50%. В некоторых странах 65%, в Великобритании - 97%. В Украине сегодня - от 10% до 15%. Это абсолютно ненормально.

- Украина до 2025 года должна поднять ставки акцизов на товары до минимального уровня ЕС в соответствии со своими обязательствами. Готов ли к этому бизнес? И есть ли опасения, что, например, рынок водочных изделий из-за этого еще больше уйдет в тень?

- На самом деле мы видим и знаем примеры, в том числе и европейских стран, винодельческих стран и других, что повышение акцизных ставок не является решением проблемы. Повышение акцизных ставок - это либо уменьшения производства, либо переход в тень.

Я понимаю, что есть обязательства перед Европейским Союзом в рамках ассоциации. Но надо садиться за стол переговоров и говорить с ними (с Евросоюзом - ред.). Я убежден в том, что в Украине налоги и отношение к бизнесу должно быть немного легче, чем во всех соседних странах. Тогда интерес к Украине со стороны инвесторов будет гораздо больше.

- То есть, Вы предлагаете правительству садиться за стол переговоров с представителями ЕС и обсудить возможность неподнятия акцизов до тех уровней, предусмотренных в Соглашении с ЕС?

- Надо говорить о том, что может сделать определенную коррекцию в некоторых положениях, сделать переходные положения и т.д.

Украина должна быть страной, которая производит, а не сырьевой страной. Сегодня все пытаются сделать Украину сырьевой страной, в том числе и в аграрном секторе. По моему мнению, это абсолютно недопустимо.

- Как считаете, военный налог сколько еще нужен в Украине?

- В либеральном кодексе мы предложили оставить только 9 налогов - 5 общегосударственных и 4 местных. Среди них нет военного сбора. Я убежден в том, что если правильно сделать бюджет страны, то средств для армии, силовых структур и для безопасности всегда будет хватать. Это должно быть приоритетом, но не за счет налога, а за счет правильного распределения бюджетных средств.

- На сегодня есть еще проблемы с возмещением НДС для бизнеса?

- На самом деле, это еще год назад была большая проблема для страны. Слава богу, бизнес уже забывает, что такое возмещение НДС. Я не хочу уже возвращаться к прошлым проблемам, но сейчас это уже происходит автоматически. Насколько я помню, то осталось чуть больше 4 млрд грн (задолженности - ред.) за прошлые годы, из них 80% находятся в судах между бизнесом и ГФС.

Есть другая проблема, которая возникла недавно, - проблема блокировки электронных накладных. Мы знаем, что до 1 июля работал тестовый режим, но после того как пришел обычный режим, начались проблемы. Поэтому мы поддержали инициативу представителей законодательной власти о возвращении к тестовому режиму для изучения. Необходимо понять, какие есть недостатки, изменить эту ситуацию и ввести снова в обычный режим.

- И напоследок. Как думаете, когда удастся все же принять либеральный Налоговый кодекс?

- У меня не было иллюзий, что в этом году это возможно принять. Есть ощущение того, что несмотря на то, что 2018 год будет очень тяжелым с точки зрения предвыборной кампании, то, думаю, это хорошая возможность для политических сил, которые на самом деле думают о будущем страны, принять либеральный кодекс в 2018-м, чтобы он вошел в действие с 1 января 2019 года. В 2019 году осенью будут парламентские выборы. И хотя еще не будет результатов действия этого НК, все же первые шаги будут сделаны. И со стороны политиков это будет правильный месседж бизнесу.



Передает сайт информационного агентства Украинские Национальные Новости UNN www.unn.com.ua




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.